Задача «Восемь ферзей»

Постановка задачи

Можно ли поставить на пустой шахматной доске восемь ферзей так, чтобы ни один из них не «атаковал» другого, то есть никакие два ферзя не  стояли бы на одном и том же столбце или на одной и той же строке или на одной и той же диагонали? Требуется определить максимально возможное число расстановок 8 ферзей в соответствии с указанными правилами и вывести все допустимые варианты расстановок.

В старых книгах про головоломки и математическую смекалку вы сможете найти эмпирические алгоритмы решения подобных задач,  которые существенно снижают число проверяемых расстановок. Однако если вы нашли одно или несколько решений этими способами, то вопрос о наличии других возможных решений остается открытым.

.

Гарантированный ответ может дать только полный перебор возможных вариантов расстановки, который без учета всех ограничений задает число вариантов  88 = 224= 16 777 216 (Вариант 1).

Генерация расстановок, когда следующий (по номеру вертикали-столбца) ферзь ставится на горизонталь-строку с учетом несовпадения номера строки со всеми предыдущими,  уменьшает число вариантов до 8! =40320 (Вариант 2).

Рассмотрим задачу полного перебора расстановок и оценим эффективность его по времени решения.

Алгоритм решения

Если у нас есть некоторая расстановка восьми ферзей, то количество попарных проверок положений ферзей равно сумме чисел от 7 до 1 с шагом 1, то есть равно 28. Действительно, число проверок положения первого ферзя со всеми остальными равна 7, второго со всеми остальными кроме первого равна 6 (если 1-й ферзь не атакует 2-го, то это означает, что и 2-й ферзь не атакует 1-го — свойство коммутативности). И так далее, последняя проверка — положение 7-го и 8-го ферзей.

Создадим массив из девяти чисел p[9]. Индекс элемента от 1 до 8 будет соответствовать букве (номеру) вертикали-столбца, а значение элемента — номеру строки-горизонтали, где размещается один из 8 ферзей.

Элемент p[0] будем использовать как счетчик количества «непересечений» всех восьми ферзей при заданной расстановке. Если это число будет равно 28, то тогда такая расстановка дает ответ на поставленный вопрос.

Например:
{5,8,4,1,7,2,6,3}  => 28 непересечений;
{2,5,7,1,3,8,6,4}  => 28 непересечений;
{2,4,7,1,3,8,6,5}  => 25 непересечений;
{2,4,6,8,1,3,5,7}  => 25 непересечений;
{2,3,4,5,6,7,8,1}  => 6 неперсечений.

Для генерации расстановок выберем первый вариант (полный перебор), требующий проверки 16777216 вариантов.

Введем подсчет времени решения задачи с помощью метода TimePoisk(), уже использованного в задаче «Простые числа». Если окажется, что время на полный перебор достаточно велико, то перейдем к генерации расстановок по второму способу (алгоритмически он кажется чуть более сложным).

Программная реализация

Создадим класс F8 («восемь ферзей») с полями:
public byte[] p = new byte[9]; — рассмотренный выше массив;
public DateTime tstart, tfinish; — временные метки начала и конца поиска;
и  методами:
public void provP()  — проверка одной расстановки;
public bool provG()  — проверка нахождения ферзей (хотя бы одного)  на главных диагоналях: нет — true, есть — false
public void provM() — перебор 16 777 216 вариантов и проверка каждого из них с помощью метода provP(); Для полного перебора пришлось написать восемь вложенных циклов.
public void TimePoisk() — расчет интервал времени между tstart и tfinish.

Вариант программы представлен ниже:

using System;
namespace ВосемьФерзей
{
class Program
{
   static void Main(string[] args)
   {
      F8 d = new F8();
      d.tstart = DateTime.Now;
      d.provM();
      d.tfinish = DateTime.Now;
      d.TimePoisk();
      Console.ReadKey();
   }
}
class F8
{
public DateTime tstart, tfinish; // время старта и финиша решения задачи
public byte[] p = new byte[9];
// p[0] - счетчик пересечений в расстановке
// p[1] - номер горизонтали на вертикали a. Если p[1]=5, то это клетка а5
// p[2] - номер горизонтали на вертикали b. Если p[1]=8, то это клетка b8
// ...
// p[8] - номер горизонтали на вертикали h. Если p[1]=3, то это клетка h3
// Примеры:
// {0,5,8,4,1,7,2,6,3};  = 28 непересечений
// {0,2,5,7,1,3,8,6,4};  = 28
// {0,2,4,7,1,3,8,6,5};  = 25 неперсечений
// {0,2,4,6,8,1,3,5,7};  = 25
// {0,2,3,4,5,6,7,8,1};  = 6 неперсечений
// Необходима проверка 28 пар точек: 7 (1-я с остальными) + 
// 6 (2-я с остальными) + ... + 1 (7-я с 8-й) = 28
// Проверка 28 пар клеток с координатами:
// (p[j1],j1) и (p[j2],j2) - (строка, столбец)
public void provP()
{
   bool b1, b2, b3;
   for (byte j1 = 1; j1 < 8; j1++)
   for (byte j2 = (byte)(j1 + 1); j2 <= 8; j2++)
   {
      b1 = (p[j1] != p[j2]); // не на одной горизонтали (строке)
      b2 = (p[j2] - p[j1]) != (j2 - j1);   // не на одной диагонали (45 град)
      b3 = (p[j1] + j1) != (p[j2] + j2);   // не на одной диагонали (135 град)
      if (b1 && b2 && b3) 
         p[0]++;   // если не бьют друг друга
   }
}
// Проверка нахождения ферзей (хотя бы одного)
// на главных диагоналях: нет - true, есть - false 
public bool provG()
{
   bool b = false;
   for (int i = 1; i <= 8; i++)
   {
      if ((i == p[i]) | ((i + p[i]) == 9))
      {
         b = true;
      }
      if (b)
         break; // выход из цикла
   }
   return b;
}
// Перебор 8^8 = 16 777 216 вариантов 
public void provM()
{
   int count = 0;  // счетчик допустимых расстановок
   // byte j1 = 2; // если первого ферзя поставить на a2, 
   // а заголовок цикла закомментировать   
   for (byte j1 = 1; j1 <= 8; j1++)
   {
   p[1] = j1;
   for (byte j2 = 1; j2 <= 8; j2++)
   {
   p[2] = j2;
   for (byte j3 = 1; j3 <= 8; j3++)
   {
   p[3] = j3;
   for (byte j4 = 1; j4 <= 8; j4++)
   {
   p[4] = j4;
   for (byte j5 = 1; j5 <= 8; j5++)
   {
   p[5] = j5;
   for (byte j6 = 1; j6 <= 8; j6++)
   {
   p[6] = j6;
   for (byte j7 = 1; j7 <= 8; j7++)
   {
   p[7] = j7;
   for (byte j8 = 1; j8 <= 8; j8++)
   {
      p[8] = j8;
      p[0] = 0; // счетчик обнулим
      provP();
      if (p[0] == 28)
      {
         bool b = provG(); // true - если хотя бы один ферзь на главных диагоналях
         b = false; //- тогда все 92 решения. Если закомментируем его, то 12
         if (!b)
         {
            count++;
            Console.Write("{0}): ", count);
            for (int i = 1; i <= 8; i++)
               Console.Write(" {0} ", p[i]);
            Console.WriteLine();
         }
      }
   }  // конец цикла по j8
   } } } } } } }
   Console.WriteLine("Всего расстановок - {0}", count);
}
// Интервал времени между tstart и tfinish
   public void TimePoisk()
   {
      int dt, ds, dm, dh;
      dt = tfinish.Hour * 3600 + tfinish.Minute * 60 + tfinish.Second - tstart.Hour * 3600 - tstart.Minute * 60 - tstart.Second;
      dh = dt / 3600;
      dm = (dt - dh * 3600) / 60;
      ds = (dt - dh * 3600 - dm * 60);
      if (dt < 60)
         Console.WriteLine("Время поиска: секунд - {0}", ds);
      else if (dt < 3600)
         Console.WriteLine("Время поиска: минут - {0}, секунд - {1}", dm, ds);
      else
         Console.WriteLine("Время поиска: часов - {0}, минут - {1}, секунд - {2}", dh, dm, ds);
   }
 }
}

Результат
4747b
Здесь приведены начало и конец всего решения.

Обсуждение и задания для самостоятельной работы

Время поиска вариантов (11 секунд) вполне приемлемое. Запрограммируйте 2 вариант генерации расстановок и сравните время выполнения программы с первым вариантом.
Заметим, что возможны всего 92 расстановки. Запретив размещение ферзей на главных диагоналях, для чего просто закомментируйте оператор в теле циклов:

b = false; //- тогда все 92 решения. Если закомментируем его, то 12,

и вы получите действительно только 12 допустимых решений.

Подумайте, сколько можно получить решений из одного допустимого, если выполнить повороты доски на 90, 180 и 270 градусов, а также зеркальные отражения относительно осей симметрии. Запишите ваши решения в комментарии к статье, они будут опубликованы.

Перейдите к задачам для самостоятельного решения.


NEW: Наш Чат, в котором вы можете обсудить любые вопросы, идеи, поделиться опытом или связаться с администраторами.


Помощь проекту:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
4 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Спасибо, всё очень понятно.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x