Первая программа на языке Си шарп

Язык Си шарп является основным языком программирования в большинстве пакетов Microsoft Visual Studio. Удобнее всего  использовать интегрированную среду разработки, содержащую полный пакет программных средств для написания и отладки программ.

Для установки среды разработки вы можете выбрать один из нескольких вариантов пакетов и установить его, хотя разницу между Visual C# 2010 Express и Visual Studio 2019 Community (пакет «Разработка классических приложений .Net ) начинающий программист практически не заметит.

Традиционно начнем с создания консольного приложения.

После запуска пакета открывается начальная страница, на которой можем заметить две строки: 1) Создать проект… и  2) Открыть проект… (если ранее проекты уже создавались). Выберем первую позицию меню и перейдем в окно «Создать проект». Выберем тип проекта – «Консольное приложение», укажем имя вашего проекта «Первая_программа» и нажмем кнопку «Ok». Откроется окно с файлом Program.cs:

using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace Первая_программа
{
   class Program
   {
      static void Main(string[] args)
      {
      }
   }
 }

Ваша первая программа создана. Запустите ее на выполнение: Позиция меню – Отладка/Начать отладку, или клавиша F5, или графическая кнопка . Вы можете не заметить возникшее синее окно, которое менее через секунду закроется, зачем же нам этот бесполезный пример? Но все же, сохраните проект (Файл/Сохранить_все или Ctrl+Shift+S, выбрав папку для сохранения проекта c именем «Первая_программа»). Удалим строки 2,3,4 и вставим две новых строки, тогда получим:

using System;
namespace Первая_программа
{
   class Program
   {
      static void Main(string[] args)
      {
         Console.WriteLine("Привет, программист!");
         Console.ReadKey();
      }
   }
}

Запустим программу и получим следующий результат:

1_1 Ваша программа уже проявила себя (с вами бодро поздоровалась).

Обратимся к тексту программы. Слова using, namespace, class, static, void – это ключевые слова, зарезервированные идентификаторы в любой части программы C#.

Строка using System; (далее будем говорить – оператор) задает подключение библиотеки System (часть библиотеки Net.Framework), используемой практически в каждой программе (постепенно будем узнавать, что в нее входит).

Строка namespace Первая_программа задает пространство имен проекта, объединяемое внешними фигурными скобками { }.

Строка class Program объявляет пока единственный (как нам кажется) класс в нашем пространстве имен Первая_программа, а содержимое класса также заключено во вторые фигурные скобки { }. И, наконец, внутри класса Program объявляется метод static void Main(string[] args), внутри которого (третьи фигурные скобки { }) объявлены два оператора.

Обратите внимание на расположение фигурных скобок, обозначающих начало и конец блоков, их положение автоматически задается редактором кода. Постарайтесь и далее их позиции относительно левого края окна не изменять. Смысл слов static и void будет пояснен позже. Вы уже догадались, для чего необходим оператор Console.WriteLine(«Привет, программист!»);. Последний оператор Console.ReadKey(); — вспомогательный, он не дает закрыть приложение до тех пор, пока не будет нажата любая клавиша.

Важнейшие понятия ООП — это класс (class) и объект (object). Слово class появляется у нас в тексте любого приложения (программы). Удалим первый оператор программы using System; (точнее, удобнее не удалять строку, а ее закомментировать, поставив перед оператором два символа «//»). Запустим программу на выполнение. Получим сообщение о двух одинаковых ошибках: Элемент «Console» не существует в текущем контексте.

Интересно, как связано слово Console c нашим консольным приложением? В эпоху больших ЭВМ консолью называлось аппаратура для ввода/вывода данных, например, клавиатура-дисплей или телетайп. Наше консольное приложение также отображает результат выполнения программы на мониторе (в «синем окне»), а исходные данные мы также будем вводить с клавиатуры.

Но в тексте программы слово Console указывает имя класса из библиотеки System. Делаем вывод: мы используем методы класса Console, которые выводят строку текста и обрабатывают нажатие на клавиши. Мы можем исправить ошибки, указав впереди через точку имя библиотеки: System.Console.WriteLine(«Привет, программист!»); System.Console.ReadKey(); Говорят, что метод конкретизируется указанием класса, а сам класс определен в библиотеке, подключаемой через оператор using имя_библиотеки.

В IDE консольного приложения создается файл Program.cs. Заметим, что в пространстве имен namespace объявляется класс Program, а в нем статический (static) метод Main() — «главная точка входа в приложение». В теле метода между двумя фигурными скобками записывается программный код приложения. Кроме «главного» метода в класс часто добавляются поля данных и другие методы, вызов которых начинается в Main(). В Main() записывается алгоритм обработки данных. При записи алгоритма придерживайтесь структурной методологии Э. Дейкстры. Она основана на том, что любая программа строится из трёх базовых управляющих структур: последовательность, ветвление, цикл; оператор goto запрещен. Она имеет один вход — один выход. В программе часто выделяются подпрограммы (в C# — это функции-члены классов, к которым относятся методы). Разработка ведётся пошагово, методом «сверху вниз».

Заметим, что в нашей простейшей программе появилось понятие «класс» — базовое понятие объектно-ориентированного программирования (ООП).

Кроме консольных приложений (нам они удобны на первом этапе изучения основ C#) мы будем создавать стандартные «оконные» приложения (Windows Forms). Краткую заметку о них смотрите здесь.

А мы продолжим нашу тему заметкой о комментариях.

 

 

2 комментария к “Первая программа на языке Си шарп”

    1. Вячеслав Рычков

      Иван! можно эмоции словами выразить, а то чересчур лаконично!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх