Кривая Безье и метод де Кастельжо

Впервые кривые были представлены в 1962 году французским инженером Пьером Безье (Рено), который, разработав независимо от де Кастельжо (Ситроен), использовал их для компьютерного проектирования автомобильных кузовов. Кривые были названы именем Безье, а именем де Кастельжо назван разработанный им рекурсивный способ определения кривых. Впоследствии это открытие стало одним из полезных инструментов компьютерной графики.

Четыре опорные точки P0 (start), P1(control1), P2(control2) и P3(finish), заданные в 2-мерном пространстве, определяют форму кривой.

Методы класса Graphics DrawBezier( ) и DrawBeziers( ) позволяют непосредственно построить на плоскости 0xy любую кривую Безье. Однако иногда бывает полезно иметь и параметрическое представление кривой.

Постановка задачи

Заданы 4 опорные точки кривой Безье. Требуется реализовать метод де Кастельжо для понимания способа построения кривой. Параметрически кривая Безье задается в виде:
.         (1)

Решение

Любая точка x(t) на отрезке [x1, x2] параметрически задается уравнением:
            x(t) = (1-t) x1 + t x ,                                                        (2)
где t изменяется в интервале [0, 1].

Алгоритм:
1) Точки 0, 1, 2, 3 (нулевой уровень) по порядку соединяются отрезками: 0 → 1, 1 → 2,  2 → 3. Получаются три отрезка.
2) На отрезках берутся точки 0, 1, 2 (первый уровень), соответствующие текущему t по формуле (2), соединяются между собой. Получается два отрезка.
3) На этих отрезках берутся точки (0, 1) (второй уровень), соответствующие текущему t по формуле (2), соединяются. Получается один отрезок.
4) На отрезке берётся точка 0, соответствующая текущему  t по формуле (2).
5) При запуске примера — она красная. Совокупность этих точек описывает кривую Безье.

Для каждого t  из интервала от  0 до 1 по этому правилу, соединяя точки на соответствующем расстоянии, из 4 отрезков делается 3, затем из 3 так же делается 2, затем из 2 отрезков – точка, описывающая кривую для данного значения  t.

Этот алгоритм рекурсивен, назовем метод для получения координат точек PointF CastR(p, t, n, m), где p — массив исходных точек, t — параметр, n — номер уровня (0, 1, 2, 3), m — номер точки на этом уровне. Тогда p[m] = CastR(p, t, 0, m) ],  а CastR(p, t, 3, 0) — искомая точка на кривой Безье. Для нахождения промежуточной точки на отрезке создадим метод PointF Lin1(PointF, PointF, t). 

Исходная форма приложения представлена ниже:

Добавим также невизуальный элемент timer1. Окно внизу слева (listBox1) будем использовать для вывода координат точек кривой Безье, а квадрат справа (pictureBox1) для вывода кривой Безье и иллюстрации метода де Кастельжо.

Текст файла Form1.cs :

using System;
using System.Drawing;
using System.Windows.Forms;

namespace Безье1
{
   public partial class Form1 : Form
   {
      Point[] p = new Point[4]; // опорные точки
      Graphics g; // графический контент - холст
      double tim = 0.0; // параметр кривой [0,1]

      // точка на отрезке (р1,р2) от t
      PointF Lin1(PointF p1, PointF p2, double t)
      {
         PointF q = new PointF();
         q.X = Convert.ToSingle(p2.X * t + p1.X * (1 - t));
         q.Y = Convert.ToSingle(p2.Y * t + p1.Y * (1 - t));
        return q;
      }

      // метод де Кастельжо (с рекурсией)
      PointF CastR(Point[] p, double t, int n, int m)
      {
         if (n == 0)
            return p[m];
         else
            return Lin1(CastR(p, t, n - 1, m), CastR(p, t, n - 1, m + 1), t);
      }

      // конструктор класса
      public Form1()
      {
         InitializeComponent();
         g = this.pictureBox1.CreateGraphics(); // холст
         // перенос опорных точек в массив
         p[0].X = Convert.ToInt32(textBox1.Text);
         p[0].Y = Convert.ToInt32(textBox2.Text);
         p[1].X = Convert.ToInt32(textBox3.Text);
         p[1].Y = Convert.ToInt32(textBox4.Text);
         p[2].X = Convert.ToInt32(textBox5.Text);
         p[2].Y = Convert.ToInt32(textBox6.Text);
         p[3].X = Convert.ToInt32(textBox7.Text);
         p[3].Y = Convert.ToInt32(textBox8.Text);
         timer1.Stop();
      }

      private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
      {

         // расчет точек кривой
         int N = Convert.ToInt32(textBox9.Text); //число
         double d = 1.0 / N; // шаг delta t
         double t = 0.0; // параметр t
         PointF q = new PointF(); // следующая точка
         PointF r = CastR(p, t, 3, 0); // начальная точка
         listBox1.Items.Clear(); // очистка списка для точек
         listBox1.Items.Add(r.X.ToString() + " " + r.Y.ToString());

         Pen pen = new Pen(Color.Tomato, 9); // перо
         // вывод точек в список и рисование кривой
         for (int i = 0; i < N; i++)
         {
            t += d;
            q = CastR(p, t, 3, 0); // следующая точка
            listBox1.Items.Add(q.X.ToString() + " " + q.Y.ToString());
            g.DrawLine(pen, r, q);
            r = q;
         }

         // проверка через метод из Graphics
         pen = new Pen(Color.Yellow, 3); // перо
         g.DrawBeziers(pen, p); // стандартный метод класса
      }

      // очистка и остановка
      private void button2_Click(object sender, EventArgs e)
      {
         g.Clear(Color.White);
         timer1.Stop();
      }

      // Старт иллюстрации метода де Кастельжо
      private void button3_Click(object sender, EventArgs e)
      {
         // timer1.Tick=40 мс
         timer1.Start();
      }

      // Иллюстрация метода де Кастельжо
      private void timer1_Tick(object sender, EventArgs e)
      {
         Pen pen = new Pen(Color.White);
         if (tim > 1.0)
            tim = 0.0;
         else
         {
            g.Clear(Color.White);
            pen.Width = 2;
            // соединяем исходные точки (3 отрезка)
            pen.Color = Color.Pink;
            g.DrawLines(pen, p);
            // два отрезка
            pen.Color = Color.Green;
            g.DrawLine(pen, CastR(p, tim, 1, 0), CastR(p, tim, 1, 1));
            g.DrawLine(pen, CastR(p, tim, 1, 1), CastR(p, tim, 1, 2));
            // один отрезок
            pen.Color = Color.Gold;
            g.DrawLine(pen, CastR(p, tim, 2, 0), CastR(p, tim, 2, 1));
            SolidBrush br = new SolidBrush(Color.Red);
            // искомая точка
            PointF qR = CastR(p, tim, 3, 0);
            g.FillEllipse(br, qR.X - 3, qR.Y - 3, 7, 7);
            // вся кривая
            pen.Color = Color.Blue;
            g.DrawBeziers(pen, p); // стандартный метод класса
            // изменение параметра
            tim += 0.0025;
         }
      }
   }
}

Результат построения кривой Безье:

И иллюстрация метода де Кастельжо (t=0.75):

Предлагаю решить следующую задачу.

При перемещении движка слева направо лыжник скатывается по трамплину, заданному кривой Безье. Лучшие результаты будут размещены на нашем сайте.


NEW: Наш Чат, в котором вы можете обсудить любые вопросы, идеи, поделиться опытом или связаться с администраторами.


Помощь проекту:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Понятно Вячеслав. Халява не проходит. Придется по данной блок-схеме писать программный код. Спасибо за оперативность.

Здравствуйте. Необходимо реализовать процесс построения кривой Безье по методу который содержиться по ссылке http://www.mathros.net.ua/kryvi-bezje.html. Скажите пожалуйста Ваш программный код реализует именно этот метод ци нет? Возможно мой вопрос несколько странный , однако, исходя из того, что в программировании я не силен прошу помочь. Спасибо.

Важно: Вы можете поддержать проект и автора.
3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x